Процесс создания приложения. В современном мире создаются все новые и новые виды техники, которая делает жизнь людей удобнее и лучше. Наиболее сильно это заметно в Hi-Tech-сфере, где в нынешний век информационных технологий все больше стационарных устройств вытесняется переносными гаджетами.
Поэтому перед разработчиком стоят нелегкие вопросы: поддаться веянию новых технологий или же продолжить старый курс разработки под ПК? Как обеспечить максимально эффективные продвижение и поддержку конечного продукта? На эти вопросы я и постараюсь ответить далее.
Прежде всего нужно помнить о том, что создание любого приложения происходит по циклу «Разработка -> Продвижение -> Поддержка». Цикл этот всегда замкнутый, поскольку каждое его предыдущее звено влияет на следующее.
Чтобы это подтвердить и показать, разобьем этот круг на переходы и перейдем от общего к более частному:
«Разработка -> Продвижение»
Поскольку разработчик хочет, чтобы его приложение было успешным, он должен внедрять в него свои «фишки», помимо основных функций, и обеспечивать стабильность продукта в работе.
Именно эти два фактора могут повлиять на успех продвижения, даже при, практически, его отсутствии, поскольку пользователи будут снова и снова скачивать любимую программу, а также сами рекомендовать ее друзьям и знакомым.
«Продвижение -> Поддержка»
Обретенная приложением популярность – маленькая или большая — должна подтолкнуть разработчика на его качественную и своевременную поддержку, что, в свою очередь, увеличит лояльность пользователей.
«Поддержка -> Разработка»
Обращения конечных пользователей указывают на баги, недочеты в дизайне, а также в них выражаются просьбы по добавлению новых функций.
Все это помогает разработчику делать удобнее и стабильнее текущую или будущую версию приложения.
Таким образом, разработчику необходимо помнить, что упущения и недочеты в любом из звеньев могут привести к падению (или же вовсе отсутствию) успеха у пользователей.
Теперь рассмотрим каждое составляющее в отдельности и постараемся найти как можно более лучший порядок разработки приложения.
Разработка
Прежде всего, нужно твердо определиться с тем, что именно девелопер хочет получить в конечном итоге как результат своей деятельности: браузер или программу для работы с документами? Или, может, 3D-игру?
Когда вектор развития найден, необходимо решить, под какую платформу должен быть продукт: ПК или мобильные гаджеты? Если приложение для смартфонов, то под какую ОС: iOS, Android или Windows Phone? В этом мы сейчас и разберемся.
Еще относительно недавно работать с ресурсоемкими приложениями можно было провести лишь с помощью стационарного компьютера, а сегодня для этого хватит и ноутбука, который уже не уступает в производительности своему «старшему брату».
Рынок ПК-гейминга и консолей тоже сдает, пусть и несущественно, под напором мобильных развлечений. Даже смартфонам приходится увеличивать диагонали своих экранов, в попытке составить конкуренцию планшетам в пригодности для вэб-сёрфинга и игр.
Создаются абсолютно новые типы носимых гаджетов: фитнес-трекеры, «умные» часы и различные дисплеи «дополненной реальности», такие как, например, Google Glass или Oculus Rift.
Конкуренция подталкивает производителей постоянно усовершенствовать свои продукты для удивления клиентов: одним из ярких примеров, указывающих на это, являются флагманские модели телефонов и планшетов, оснащенные дисплеями с разрешением 2560 x 1440 пикселей (QHD), лазерным автофокусом камеры, либо же самой камерой с кажущейся фантастической матрицей 41 мегапиксель.
В целом же, мобильный рынок постоянно изменяется, до сих пор находясь в процессе развития, однако именно этого и делает его наиболее подходящим для создания современных приложений, хотя и традиционная разработка под стационарные компьютеры еще не скоро уйдет в тень.
Итак, выбрана разработка мобильного приложения и теперь необходимо определиться с операционной системой. Сейчас есть 3 крупнейших представителя: iOS, Android и Windows Phone. Скажем о плюсах и минусах каждого из них:
а) Android
Плюсы: большая доля мирового рынка (79%), отсутствие строгой модерации приложений, дешевизна лицензии разработчика ($25, разовая оплата);
Минусы: из-за большого количества разнообразных девайсов стоимость разработки увеличивается пропорционально количеству поддерживаемых устройств, «пиратство» в очень больших объемах, низкая прибыль разработчика ($0,04 за одно скачивание)
б) iOS
Плюсы: состоятельность аудитории для покупки платных продуктов, высокая прибыль девелопера ($0,24 за одно скачивание), практически отсутствует «пиратство», качественные пакеты для создания приложений, минимум затрат на разработку из-за малого количества девайсов с разными характеристиками;
Минусы: высокая стоимость аккаунта разработчика ($99 в год), строгая модерация, из-за чего возможны дополнительные затраты на доработку приложения.
в) Windows Phone
Плюсы: высокая прибыль девелопера ($0,23 за одно скачивание), слабая конкуренция внутри магазина, низкая стоимость разработки, качественная поддержка, активное продвижение Microsoft наиболее удачных приложений;
Минусы: высокая стоимость аккаунта разработчика ($99 в год), малая доля устройств на рынке, относительно строгая модерация (требуется соответствие единому дизайну ОС).
Исходя из вышеизложенного, каждый разработчик может сможет выбрать для себя нужную платформу. Уже после того, как это сделано, необходимо определиться с дизайном: он должен быть максимально удобным пользователю, начиная от логичности и понятности интерфейса и заканчивая его цветовой гаммой.
Также не следует игнорировать тренды – направления, тенденции, веяния, уже созданные кем-то и уже кем-то замеченные. Современной программа должна быть не только в своих функциях, но и внешне.
После идет процесс реализации, основное требование к которому – максимальная оптимизация, т.е. продукт должен быть быстрым и стабильным при работе с ним, а также в полном объеме выполнять заявленные требования. После завершения разработки продукт выкладывается для потребителей и начинается следующая стадия – продвижение.
Продвижение
Продвижение продукта девелопером происходит чаще всего в сети Интернет, однако разными способами, такими как:
а) Повышение видимости продукта в поисковых системах – SEM (Search engine marketing);
б) Контекстная реклама;
в) Различные ресурсы для продвижения (например, Spark.ru) и т.д.
Однако наибольшее внимание, на мой взгляд, следует обратить на SMM (Social Media Marketing) – привлечение клиентов с помощью социальных сетей. Учитывая то, что сообщения, распространяемые по социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей продукта.
Это связано с тем, что распространители рекламы – друзья, родственники, знакомые получателей, т.е. люди, которым адресаты доверяют.
Основные площадки для продвижения:
а) Cоц. сети (в т.ч. профессиональные) – Вконтакте, Одноклассники, Facebook и др;
б) Блогосфера – Twitter, LiveJournal и др;
в) Фото- и видео-блоги – YouTube, Instagram и др.
Наиболее простой пример SMM – создание сообществ в соц. сетях.
Работая с SMM, нужно постоянно следить за интересами аудитории и новыми трендами. Необходимо быть в постоянном контакте с клиентом и относится к нему уважительно.
Также нужно помнить, что наибольший эффект будет при сочетании SMM с SEM.
После того, как к продукту появился некоторый интерес со стороны клиентов, появляется острая необходимость в обеспечении качественной поддержки.
Поддержка
Обеспечение грамотной и своевременной поддержки жизненно необходимо для разработчика. В ее отсутствие популярность продукта может снизиться, либо стать негативной; действующие клиенты могут потерять лояльность, а привлечение новых будет крайне затруднительным. Поддержку можно обеспечивать несколькими основными способами:
а) Через официальный сайт;
б) Через интернет-магазин, где размещено приложение;
в) С помощью создания официальных сообществ в соц. сетях;
г) По электронной почте. Поддержке необходимо быть грамотной, вежливой и помнить о правиле «Клиент всегда прав».
Помощь обязательно должна быть быстрой и качественной. Взамен этого разработчик узнает об уязвимостях и недоработках в приложении, предложения по его улучшению, а также благодарные отзывы, которые будут склонять потенциальных пользователей к выбору именно этого приложения, повышать его популярность, а также увеличивать репутацию девелопера.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на каждом этапе разработчику необходимо, в первую очередь, думать о конечном пользователе и его задачах, которые он ставит. Только в случае удовлетворения потребностей клиента продукт будет по-настоящему качественным и популярным.